Эффективные социальные практики в работе с детьми инвалидами
Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2017 года №240 «Об объявлении в российской Федерации Десятилетия детства» меры, направленные на государственную поддержку детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями, обозначены как приоритетные, а значит требующие консолидации межведомственных общественно – государственных усилий.
Ежегодно в соответствии с данными федеральной статистической отчетности по медико – социальной экспертизе около 70 тыс. детей впервые признаются инвалидами. Большая часть детей, имеющих нарушения развития, признаются инвалидами в раннем возрасте. В Пензенской области показатель детской инвалидности составляет 1,6% от общей численности детского населения.
В связи с этим постоянно актуализируется процесс поиска и внедрения в социальную составляющую региона новых эффективных практик, направленных на обеспечение максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.
Для решения данной задачи Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области приняло участие в конкурсе в рамках программы «Право быть равным» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд) и выиграло денежные средства в виде гранта на исполнение мероприятий Комплекса мер по развитию стационарозамещающих технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям – инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания, на 2020 – 2021 годы в Пензенской области (далее – Комплекс мер), утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 31.01.2020 №35 – пП.
Одним из мероприятий Комплекса мер является разработка и обеспечение реализации программ содействия трудоустройства детей – инвалидов в ГБСУ СО «Мокшанский детский дом – интернат для умственно отсталых детей» (далее – детский дом – интернат). В настоящее время в детском доме - интернате проживает 96 воспитанников, из них 62 ребенка – инвалида, 26 детей имеют статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и 36 детей имеют родителей, и находятся в учреждении по их заявлению. 34 молодых инвалида старше 18 лет, из них 18 оставшиеся без попечения и 16 имеют родителей.
В отделении сопровождаемого проживания молодых инвалидов находятся 12 воспитанников и для развития трудовых и профессиональных навыков в отделении функционируют трудовые мастерские: швейная, вязальная, по ремонту обуви, по пошиву рукавиц, по вязанию веников, слесарная, столярная и социально – бытовая. В процессе трудовой деятельности воспитанники детского дома овладевают простейшими профессиями: дворник, грузчик, посудомойщица, подсобный рабочий, помощник кухонного работника, столяр, швея.
В трудовых мастерских занимаются 19 воспитанников, 12 человек из отделения сопровождаемого проживания и 7 детей- инвалидов отделения психолого – педагогической помощи.
В швейной мастерской 6 девушек овладевают первоначальными навыками швейного дела и вышивания. На швейных машинах проводят ремонт мягкого инвентаря, производится пошив нагрудников (80 шт.) для детей – инвалидов отделения «Милосердие». На вышивальной машине девушки маркируют постельное белье, полотенца, за отчетный период промаркировано 150 комплектов, а также вышивают небольшие картины и наносят рисунки на декоративные подушки «Думки» и прихватки, которые девушки шьют самостоятельно, готовят их для творческих выставок и дарят гостям, посещающих детский дом – интернат.
В вязальной мастерской 5 воспитанниц, как с помощью педагогов, так и самостоятельно, вяжут носки и варежки для воспитанников младшего возраста. За второе полугодие было связано 30 пар носок и 20 пар варежек.
В мастерской по пошиву рукавиц 2 молодых инвалида учатся кроить и шить самостоятельно рукавицы для выполнения хозяйственных работ, которые также используются при трудовой деятельности. Ребята в течении полугодия сшили 45 пар.
Ремонт обуви организуется в мастерской «по ремонту обуви», где 2 ребят отделения сопровождаемого проживания самостоятельно и под руководством инструктора по труду могут произвести ремонт любой обуви детей, прошить, подклеить, заменить ремни или замки. Работа ведется ежедневно.
В слесарной и столярной мастерских 12 ребят с инструктором по труду овладевают навыками работы на верстаках с помощью тисков и инструментов. Выполняется ремонт сельскохозяйственных инструментов и инвентаря, который используется для работы на территории, огороде, в саду и клумбах детского дома. Также ведутся работы по ремонту мебели, изготавливаются различные полочки, подставки, подсвечники, скалки, разделочные доски и многое другое, что необходимо не только для улучшения жилищно – бытовых условий воспитанников, но и для памятных подарков гостям детского дома.
На территории детского дома имеется огород 4,8 Га, и каждый сезон все воспитанники отделения сопровождаемого проживания, с помощью педагогов, выращивают овощи: картошку, свеклу, морковь, помидор, огурцы, салат, лук, урожай редиса получается собрать три раза за сезон. Все выращиваемые овощи используются для приготовления пищи в столовой и заготовок соленья на зиму. 5 ребят помогают с копкой участка, умеют самостоятельно делать грядки, бороновать, мотыжить. 7 воспитанниц без посторонней помощи высаживают семена, рассаду и осуществляют уход за растениями от посадки до сбора урожая.
Также территория учреждения с ранней весны до поздней осени украшена цветами, по всему периметру расположены клумбы с цветами, которые закреплены за группами. Дети и воспитанники отделения сопровождаемого проживания под контролем педагогов осуществляют уход за ними, сажают, поливают, пропалывают.
В каждой группе по 3 человека назначаются ответственными по уходу за цветами, другие ребята с большим удовольствием оказывают им посильную помощь, помогают с поливом и пропалыванием.
Также на территории есть большой яблоневый сад, растет вишня, желтая слива, ягоды малины, виктории, смородины, крыжовника, калины, черной рябины. В осенний период воспитанники собирают очень много спелых плодов, заряжаются витаминами на целый год и запасают на зиму компоты, варенье и сухофрукты.
Так как основная цель воспитательно – реабилитационной работы привить навыки самообслуживания и трудовые навыки ребята и девушки отделения сопровождаемого проживания молодых инвалидов много уделяют времени труду, помогая сотрудникам с младшими воспитанниками и детьми из отделения «Милосердие». Ухаживают за ними, помогают с кормлением, купанием, и на прогулках. Также оказывают большую помощь в столовой и на складе, где не только прививают навыки самообслуживания, но и проходят хорошую профессиональную подготовку. В данной работе задействованы все, без исключения, с удовольствием трудятся, помогая остальным. С интересом обучаются не только трудовым навыкам, но и посещают общеразвивающие занятия по окружающему миру, готовясь к самостоятельной жизни.
Детский дом – интернат давно сотрудничает с директором организации «Квартал Луи» Марией Львовой – Беловой.
В декабре 2019 года 5 воспитанников, в мае 2020 года 2 воспитанника, в июле 2020 года 1 воспитанник, 2021 году 5 воспитанников отделения сопровождаемого проживания детского дома – интерната, молодые инвалиды с ментальными нарушениями в развитии, то есть имеющие диагнозы умственной отсталости легкой и средней степени были оформлены под официальную опеку исполнительным директором автономной некоммерческой организации содействия социальной адаптации личности «Квартал Луи» Марией Львовой – Беловой, которые на данный момент проживают в арт – поместье «Новые берега» в селе Богословка Пензенского района. Связь с ребятами поддерживают сотрудники и воспитанники детского дома.
Воспитанникам там нравится, для них созданы комфортные условия проживания, ребята постоянно приобретают новые навыки и делают шаги к самостоятельности, большая работа с ними ведется по трудоустройству. Ребята задействованы в строительстве новых зданий поместья, оказывают посильную помощь в местном кафе.
Занятость детей – инвалидов и молодых инвалидов трудовой деятельностью способствует их самореализации, дает возможность приносить пользу и удовлетворенность результатами труда, что необходимо для их развития и социализации в обществе.