Использование современных технологий в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми
Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми – социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни как дома, так и в условиях учреждений, когда они не исключены из окружающей социальной среды. Для этого необходимо использовать все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно важные навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать в быту, выполнять простую работу, жить по возможности в семье и общаться в трудовом коллективе.
Среди многообразия современных технологий, методов, форм и приемов работы с умственно отсталыми детьми мы выбираем те, которые в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию информации, наиболее полно решают задачи развития и социальной адаптации детей - инвалидов.
Такими приемами являются арт-терапия, лепкотерапия, пальчиковая гимнастика, аппликация. Эти приемы влияют на эстетическое воспитание, развивает мелкую моторику рук, творческие способности. В своей работе мы обучаем детей рисованию пальчиками, ладошкой, губкой, оттиском смятой бумаги, обрыванию, скатыванию бумаги; при работе с аппликацией использую различные крупы, кинестетический цветной песок, бисер, природные материалы; при лепкотерапии используем пластилин, тесто, глину Используемые способы, приемы и методы помогают выполнять и терапевтическую функцию: отвлекают детей от конфликтов, снимают нервное напряжение, страхи; вызывают радостное, приподнятое настроение; обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка; способствуют развитию речи, внимания, логического мышления. При этом процесс обучения и воспитания строится с учетом физиологических и психических особенностей каждого ребенка, учитываются индивидуальные способности.
Современные подходы в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью, новые педагогические технологии способствуют не только наилучшему усвоению ребенком информации, но и положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка. И благодаря творческим технологиям ребёнок с умственной отсталостью получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться, что положительно влияет не только на уровень адаптированности ребенка, но и позволяет в целом повысить его качество жизни.